Внутренний туризм как составляющая культурного кода

Алексей СлащёвДля начала чуть-чуть теории. Уважаемой аудитории, конечно, то, о чем я сейчас скажу, известно еще лучше, чем мне. Так что просто вместо вступления. Экономического успеха в постиндустриальном мире добиваются такие государства, которые имеют прочную духовно-нравственную и культурную мотивацию. Эта мотивация стимулирует самоуважение гражданина, и он становится все более и более успешным. Так вот.

Россия свою духовную мотивацию потеряла. Я сейчас не о вере говорю и не о ностальгии по прекрасному прошлому, это отдельная тема. Мы потеряли ощущение собственной страны. Знаете, Я принадлежу к поколению людей, которые всю свою молодость провели в Турции и Египте. Ну, если очень повезло, в Таиланде или Эмиратах. Вот где-то там наш культурный код и формировался, по куче разных причин он для нас, разумеется, абсолютно чужой. Он и не привился. Как и американский. Как и европейский. В итоге мы потерялись настолько, что просто потонули в 1990-х гг. Мы очень надолго потеряли стимул дальнейшего развития. Мы себя потеряли. Мы ничего не знаем о своей стране, а, значит, – не можем чувствовать себя ее частью и не имеем в себе сил ее развивать. Ухаживать за ней. Бороться за нее.

внутренний туризмВедь совсем недаром в любой европейской стране (я о США просто не говорю) внутренний активный туризм – это ведь совсем не просто высокодоходный бизнес и любимое времяпровождение большинства населения во время отпуска и праздников. Это очень важная сфера социальных отношений, да и вообще вопрос политический. Потому что, познавая свою страну, люди как раз и приобщаются к ее духовно-нравственной культуре, осваивают ее культурные коды. Они становятся гражданами и патриотами. Французский Зеленый Мишлен, немецкий Бедеккер, американский Лоунли Плэнет – это прославленные национальные брэнды. Помогая активным туристам (а это, как мы понимаем, обеспеченные и свободные люди в активном возрасте, то есть – опора государства), эти брэнды сформировали идеальных граждан.

А потому я решил сделать «Автородину» . Это, собственно, первый в России систематический путеводитель, который предлагает любому путешественнику понятный, удобный и интересный маршрут по любому региону, включая описание достопримечательностей, истории, краеведения, природы, и, разумеется, инфраструктуры. Ну, грубо говоря, это должно выглядеть так. Вы выезжаете из Москвы в восемь утра по Ярославскому шоссе, первую остановку делаете на Блинной Горе в Сергиевом Посаде, потому что именно оттуда открывается лучший вид на Лавру и там же варят отличный кофе. Потом обедаете в Перелесках, где есть вкуснейшее кафе с продуктами только из фермерских хозяйств, потом заезжаете в Карабиху в мемориальный музей Некрасова, а оттуда – уже прямо на Богоявленскую площадь в Ярославль, где находится пронзительный по своей красоте Спасский монастырь.

внутренний туризм - автородинаПомимо прочего это – очень перспективный рекламный рынок. Понятно, что все автопроизводители и все сопряженные отрасли, страховки, одежда, продукты, да продолжите сами – это отличное миллионное клиентское ядро. Это современные люди, для которых активный туризм – это важный символ того, что они правильно состоялись в жизни.

И мы – не только навигатор для туристов. Мы – еще его база. В рамках «Автородины» мы развиваем национальный автоэкспедиционный корпус. В 85 регионах России мы делаем свои представительства, которые предлагают туры на внедорожниках по местным «точкам силы» — религиозным центрам, достопримечательностям, историческим местам, заповедникам. Маршрут в каждом регионе отбирается таким образом, чтобы стать живым учебником русской истории и географии, как бы проходя через разные эпохи и природные зоны – от старославянских времен до наших дней. Слава Богу, любой район России дает для этого достаточно возможностей. Так вот, тур обеспечивается профессиональным инструктором и гидом, за рулем сидит сам турист, то есть он – ни в коем случае не пассивный наблюдатель, он в процессе тура сам совершенствует и свои физические, и интеллектуальные навыки. Тур становится прекрасным уроком патриотизма, осваивается как раз тот самый культурный код, который потерян где-то на обочине последних многострадальных десятилетий.

Еще раз. Я сейчас не презентую бизнес-модели. Инвесторы, приходите, вам понравится. Могу сказать только, что внутренний туризм переживает сейчас подъем, это огромный и очень перспективный рынок. И в нем нет еще системных игроков. Честно говоря, еще одна миссия «Автородины» — в том, чтобы системным этот рынок наконец сделать. Вот одна иллюстрация. Совершенно реальная история, отвечаю.

Внутренний туризм- автородинаЕсть в России прекрасный город с тысячелетней историей, когда-то отбивший еще татар, потом переживший несколько прекрасных расцветов, потом – Отечественную войну, потом – крупный советский промышленный центр, рядом еще – очень известный монастырь. В общем, типичный город уникальной страны. Сейчас там массовая безработица, население либо бежит, либо таксует, либо пьет. Зарплата 7 000 рублей. Типовой малый город. С уникальной архитектурой вдобавок и природным парком еще по соседству.

Так вот, глава администрации в нем недавно в сердцах говорит моим партнерам: «Да зачем мне ваши туристы? Плясать еще вокруг них, напачкают, напьются и уедут. Мне еще туристов не хватает». Я очень надеюсь, что этому достойному человеку поищут другую работу. Но дело-то не в нем. Дело в том, что тысячи малых городов, расположенных вдали  от больших трасс, точек промышленного и научного роста, на Западе не то что выживают – процветают благодаря внутреннему туризму, дающему миллиарды прибыли и десятки тысяч постоянных рабочих мест. И эти города становятся еще и хранилищем культурного кода – именно потому, что в них продолжает жить уникальная история народа. А у нас все Египет да Египет.

Новый глава Новгородской области сказал недавно, что возлагает на туризм исключительные надежды. Прекрасно. Недаром он до этого возглавлял Агентство Стратегических Инициатив, которому наш проект многим обязан. Тенденция становится положительной потихоньку. Давайте вместе сделаем ее необратимой. Спасибо за внимание.

 

Автор Алексей Слащёв

Внутренний туризм как составляющая культурного кода обновлено: Март 18, 2017 автором: Admin