Новомосковск. Химгигант с челлицом

НовомосковскИзначально я знал о Новомосковске только одно: там есть огромный химический комбинат. Настолько огромный, что созерцание его видов наносит ощутимый удар по воображению созерцающего. Так говорили знающие люди.

Иногда возникали мысли туда съездить. Тем более, это практически рядом – в Тульской области. Приятно и интересно, когда твое воображение потрясает нечто монструозно-индустриальное. Будет, что сфотографировать. Будет, о чем написать. Будет, о чем рассказать младшим родственникам.

Потом к этой скудной информации добавилась другая, тоже довольно скудная. Новомосковск основан в 1929 г. на месте селения Бобрики, тогда же начали строить химкомбинат, который с самого начала стал для города градо- и смыслообразующим предприятием. С 1934 г. – Сталиногорск, с 1961 г. – Новомосковск. Расположен в районе, богатом бурым углем. В настоящее время добыча угля практически сошла на нет. Примерно 130 тысяч жителей.

И вдруг я случайно, где-то в интернете, узнал о Новомосковске нечто такое, что тронуло меня до глубины души. Оказывается, главный городской транспорт в Новомосковске – электричка. Не какой-нибудь там скоростной трамвай, а самая настоящая электричка. Через весь город пролегает ж/д линия с 13 станциями, она соединяет город с комбинатом, и электричка идет из конца в конец целых 55 минут. Крошечные станции оборудованы высокими платформами. Электрифицрована только эта линия, а все остальные железные дороги, к которым она примыкает, лишены проводов, и электрички своим ходом не могут никуда оттуда уехать. Так называемая островная электрификация, очень трогательно и интересно, такого больше, кажется, нигде в России нет. Электрички ходят часто, и люди пользуются ими как трамваями или троллейбусами.

НовомосковскНу как не поехать в город, где электрички ходят, как трамваи. Как не полюбоваться островной электрификацией. И химическим комбинатом. Надо, в общем, ехать.

Ну, и поехали. Во множественном числе – потому что со мной за компанию поехал друг Софроний, за что ему большое спасибо.

Как ехать, электричкой или автобусом. Автобусом гораздо быстрее и комфортнее, но электричкой все же как-то более эстетически выдержанно, более уместно. Поехали на электричке. Вернее, сначала на ранней-ранней утренней электричке с Павелецкого вокзала до станции Ожерелье, а потом на дизель-поезде. Дизель-поезд – это такая как бы электричка, коротенькая, из четырех вагонов, красная, с очень трудолюбивым выражением лица. Она приводится в движение не электричеством, а дизельным двигателем.

В начале первого дизель-поезд приполз на станцию Узловая-первая. Две низких платформы, старенький желтый вокзал. Вокруг – некое трудноопределимое пространство: или город, или поселок, или промзона, или лес, или поле. Всего понемножку – такое часто можно наблюдать вдоль железных дорог. Скопище множества разных предметов: штабеля каких-то стройматериалов, железяки, заборы, будочки, сарайчики, несколько стоящих и лежащих железных бочек, чуть вдали дымит низенькой трубой невзрачная крошечная котельная, экскаватор роет яму, левее – небольшой перелесок, за деревьями проглядывает несколько, судя по всему, жилых домов. Негустая пристанционная мешанина, при взгляде на которую сердце немного сжимается от тоски, жалости и какого-то непонятного восторга.

Решили сразу купить обратные билеты на какой-нибудь ночной поезд дальнего следования (Узловая – крупная станция, через которую проходит много поездов). В кассе очередь, довольно длинная. Стоим примерно полчаса. Касса закрывается на часовой перерыв. Что делать. Ждать здесь час не имеет смысла. Надо ехать в Новомосковск, а там посмотрим.

На привокзальной площади друг напротив друга стоят два кафе – «Гулливер» и «Лилипут». «Гулливер» посолиднее, «Лилипут» – более веселенькое. Рядом с кафе «Гулливер» обнаружилась стоянка маршруток до Новомосковска (он недалеко, в десяти километрах). В качестве конечной остановки в Новомосковске указан «Центральный рынок». Хорошо, наверное, это где-то в центре, доедем до конечной и там сориентируемся. Проезд по городу (Узловая – это город) – 8 руб., до Новомосковска – 10 руб. Садимся и сразу, по-московски, оплачиваем проезд. Позже выяснилось, что здесь принято расплачиваться при выходе.

Едем. По ухабистой дороге, густо заросшей по сторонам деревьями, выезжаем на какую-то улицу и некоторое время едем по ней. Возможно, это – главная улица города Узловая, или одна из главных, уставленная пятиэтажками, на первых этажах которых располагаются супермаркеты. Постепенно улица перешла в шоссе, минут пять езды по которому – и начался Новомосковск.

Маршрутка петляет по улицам Новомосковска. Довольно широкие, оживленные, много красивых сталинских домов, очень много зелени. Тут и там – маленькие и побольше магазины, какие-то заведения. Проехали большой разноцветный торговый центр. Проехали супермаркет Spar, в Москве такие тоже есть. Город производит впечатление ухоженного и в целом благополучного. Проехали огромный рынок, судя по вывеске – муниципальный. Может, где-то тут конечная, а может, и нет, может, муниципальный и центральный – это разные рынки, кто знает. Едем, едем. И нет никаких намеков на конечную остановку, и вот уже улица превращается в шоссе, и мы … триумфально возвращаемся на станцию Узловая-первая.

Касса после часового перерыва открылась. Опять очередь, еще больше, чем до закрытия. Решили стоять. Стоим. Приходит ужасающе простая мысль: рядом с кассой есть окошечко справочной, и там за 11 руб. можно узнать, какие есть билеты и есть ли они вообще. Выясняется, что на сегодня никаких билетов нет и не будет, и можно не стоять. Уныло плетемся на привокзальную площадь, к «Гулливеру» и «Лилипуту», к маршруткам.

Путешествие приобрело оттенок идиотичности.

Опять маршрутка, ухабы, улица, супермаркет на первом этаже пятиэтажки, заранее просим нам сказать, когда будет вокзал, все, ребята, вокзал, приехали.

А времени-то уже довольно много. Как добраться до Москвы? Как все успеть?

Стало пасмурно. Кажется, скоро будет дождь.

Способов добраться до Москвы осталось всего два. Или на прямом автобусе Новомосковск – Москва, или на маршрутке до Тулы, а там электричкой или каким-нибудь поездом, коих через Тулу проходит множество.

Последний автобус на Москву и последняя маршрутка на Тулу отправляются около восьми вечера. Успеем? Непонятно. Ладно, в любом случае, надо для начала проехаться на уникальной новомосковской электричке (это была одна из главных целей путешествия) и полюбоваться на химкомбинат, а там посмотрим.

НовомосковскНебольшой приземистый одноэтажный вокзал. Минут через десять – электричка до станции Северная, это как раз промзона, химкомбинат, средоточие индустриальной монструозности. Билет стоит 18 руб., но местные, говорят, обычно билеты в кассе не покупают, а платят непосредственно контролершам (если случается нарваться на контролершу).

Электричка ехала медленно, на станциях стояла долго. Сначала мимо бесконечных рядов гаражей, потом по мосту переехали водохранилище (прекрасный вид – водный простор, и на берегу вдали три высоких трубы Новомосковской ГРЭС) – и начался Комбинат.

Оторваться от этого зрелища невозможно. Описать – затруднительно. Хотя бы потому, что неизвестно, как это все называется, все эти цилиндрические, шарообразные и кубические сооружения разной степени циклопичности, все эти бесконечно извивающиеся трубки, трубы и Трубы, все эти пары, дымы и газы. И все это – на протяжении нескольких километров. Можно здесь еще много разных эпитетов понаписать – захватывающе, грандиозно и так далее, но зачем, это лишнее, достаточно просто сказать, что это Огромный Химический Комбинат, Занимающий Несколько Квадратных Километров.

Станция Северная, конечная. Поднялись на пешеходный мостик над путями. Бесконечные железнодорожные составы из цистерн, наполненных, судя по всему, результатами химического производства. Кругом, до горизонта, – это самое химическое производство, результатами которого наполнены цистерны. Станция Северная, помимо путей с вагонами и платформы для электричек, состоит из двух одноэтажных станционных зданий (одно служебное, другое, пассажирское, закрыто на замок) и дощатого деревенского туалета. Нет ни автомобильных дорог, ни жилых домов – только Комбинат, железнодорожные пути и вагоны-цистерны, и с пешеходного мостика только два выхода – к проходной НовомосковскКомбината и к пустынной станции, и все, отсюда никуда не денешься, кроме Комбината и электрички, утром – с электрички на Комбинат, вечером – с Комбината на электричку, третьего не дано.

Пошел довольно сильный дождь.

Я украдкой несколько раз сфотографировал уходящую за горизонт промзону и стоящие на путях цистерны, вообще-то, такие объекты снимать запрещается, но они настолько прекрасны, как же их не снять, надо обязательно снять, украдкой.

Мы сели в электричку и поехали обратно, но уже не на вокзал, а на станцию Московская, которая находится не на основной магистрали, а на тупиковой ветке. Совсем рядом со станцией – Московская улица, одна из центральных улиц Новомосковска.

На станционном павильоне – афиша. Футбол, чемпионат России, 2-й дивизион. «Дон» (Новомосковск) – «Зенит» (Пенза). 2 июля. Начало в 18.00. Как раз сегодня. Возникла дикая мысль: сходить на футбол. А что, интересно. Вторая лига. Местная специфика.

Решили так: поскольку дождь все не прекращается и прекращаться не собирается, а надо ведь еще осмотреть сам город, пофотографировать, то обследование города и фотосъемку лучше отложить на завтра, задержаться здесь еще на день, переночевав в гостинице.

Опросили местное население. В городе две гостиницы – «Октябрьская» (буквально в двух шагах от станции Московская, за углом) и «Россия» (около вокзала). Идем в «Октябрьскую». Холл с налетом осторожной пафосности, элегантная девушка на, как это сейчас принято говорить, ресепшене. Никаких номеров нет, только люксы и полу-люксы, да и их тоже нет, их надо заранее бронировать. На стене за спиной у девушки висит распечатанное на принтере объявление: «Просим извинения за отсутствие холодной воды с 13 до 18 часов».

новомосковскПосле такого облома на привокзальную (и, наверное, пользующуюся большим спросом) «Россию» надежд особых нет, но на всякий случай едем. Здесь все проще: обычная советская гостиница, у, как это было принято раньше говорить, стойки администратора дежурят две женщины довольно-таки в возрасте. Оказалось, что номера есть, обычный двухместный номер с санузлом стоит 700 руб. на двоих, то есть, по 350 руб. с каждого.

Вот ведь оно как. Вот ведь как все оно наладилось. Не так все и плохо, даже хорошо. Оставили вещи в номере и поехали на футбол.

Стадион находится где-то на отшибе. Довольно уютненький, с двумя трибунами, каждая полностью под крышей, в староанглийском стиле, у английских команд низших дивизионов часто похожие стадионы бывают, зеленое, практически без проплешин, поле. Билеты по 30 руб., программки – по 10. Программки, кажется, отпечатаны на ризографе. Народу немного даже для второй лиги, человек пятьсот. Трибуны с пластиковыми креслами довольно густо усеяны шелухой от семечек, в том числе и сами кресла.

«Дон» (Новомосковск) занимает в зоне «Центр» Второго дивизиона 13 место (среди 16 команд), «Зенит» (Пенза) – 15 место.

Надо что-то сказать об игре. В общем, чтобы не обижать команды, которые, конечно, очень старались, скажем, что футболисты «Зенита» играли очень плохо. Футболисты «Дона» – еще хуже.

Матч закончился со счетом 1:1. Все молча встали и пошли по домам. Мы шли по улице в сторону центра вместе с жиденькой толпой. От идущих параллельным курсом групп людей иногда доносились словосочетания «игра полузащиты», «с таким бюджетом» и «Беккенбауэр в семьдесят четвертом году».

Мелькнула мысль, что такую же по качеству и содержанию игру довольно часто можно наблюдать в исполнении команд Премьер-лиги.

Прогулялись до центра. Чистые, зеленые улицы. Все как-то аккуратно, уместно. Дождь кончился, хорошо, свежо. Вечер. Люди не спеша прогуливаются. Какой приятный, однако, город. Вроде, ничего особенного, просто продуманная, сформированная городская среда, в которой приятно находиться. Бывают такие города, в которых достаточно полчаса прогуляться по улице, и уже хочется сказать: хороший город. Новомосковск – такой. Да, хороший город. Хотя, конечно, надо завтра его как следует осмотреть.

Дошли до какой-то площади, взяли такси и поехали в гостиницу. Довольно поздней ночью, когда я спустился в холл и попросил у администраторши, дремавшей в кресле, консервную открывалку, она сказала, что сейчас принесет в номер. Минуты через три стук в дверь – пожалуйста, вот открывалка. В ответ на бурные благодарности и извинения за то, что так поздно побеспокоили, последовал практически невероятный ответ: «Ну что вы, это всего лишь моя работа».

А на следующий день с утра, не переставая, шел дождь. Исследовать город, а тем более, фотографировать, в таких условиях совершенно невозможно. Сидели в номере, ждали, когда распогодится, пили кофе в холле, стояли под козырьком у входа в гостиницу. Так прошло некоторое количество часов.

Потом – раз! – и дождь перестал. И солнце появилось. И появилась возможность гулять и фотографировать. Быстро собрались, сдали ключи, забежали на автобусную станцию, купили заранее билеты, с временным запасом, достаточным для полноценной прогулки. Пошли от вокзала по красивому бульвару в сторону Московской улицы. По сторонам – симпатичные дома, в том числе совсем маленькие, но не «частный сектор», а нормальные городские дома, по-советски стильные. Есть и большие – долго фотографировал с разных ракурсов красивое высокое сталинское здание, пока Софроний не обратил внимания на то, что это здание службы судебных приставов. Зелень бульвара, памятник какому-то военачальнику, на скамейке сидит пожилой человек, читает книгу… Несколько неожиданно было видеть все это, впитывать в себя эту спокойную, человечную атмосферу в «химическом городе-монстре».

И снова пошел дождь. Сначала вроде небольшой. А потом – большой. Ливень. Добежали до входа в какой-то магазинчик под козырьком. Думали, сейчас немного переждем и продолжим наши изыскания. Как же.

НовомосковскДолго, долго стояли, хорошо поговорили, небо постепенно просветлело, дождь закончился. Дошли до площади перед зданием филиала Московского Химико-технологического университета и поняли, что пора на автобус.

Получилось, что города-то мы толком и не видели. Хотя, конечно, ездили на электричке и видели Комбинат. И еще стадион, и игру команды «Дон». А из всего остального – только пару улиц и площадей плюс «обзорная экскурсия» на маршрутке, когда мы по дурости уехали обратно в Узловую. Мы не видели ни истока Дона (правда, говорят, что в округе практически каждый ручеек претендует на то, что именно он – начало великой реки), не увидели местного парка с детской железной дорогой – главных достопримечательностей города. Примерно как побывать в Париже и не увидеть Нотр-Дам и Эйфелеву башню. Но все-таки что-то нам удалось заметить и почувствовать. И то, что мы заметили и почувствовали, нам очень понравилось.

Понятно, что у такого города не может не быть своих темных сторон. Понятно, что здесь, скорее всего, небезопасно выходить на улицу в темное время суток. Понятно, что здесь должно быть хреновато с экологией. Понятно, что здешние жители в массе своей, мягко говоря, небогаты. И понятно, что у города есть еще масса проблем, которые мы, как поверхностные наблюдатели, просто не могли увидеть. Все это понятно.

И все-таки, даже если компетентные люди расскажут мне об этом городе массу ужасных вещей, для меня он останется симпатичным, совсем не чужим и не чуждым городом, химическим гигантом с человеческим лицом.

Дмитрий Данилов

Новомосковск. Химгигант с челлицом обновлено: Апрель 24, 2017 автором: Admin