«Патриоты», калмыцкая кухня и горы, горы, горы

Солнце уже давно встало, обогревая  донские хлебосольные поля. Надорвавшие горло вёшенские петухи уже устали драть горло. Мы же, солдаты и офицеры «Автородины»,  проснувшись вместе с первыми из них и уже успев позавтракать, не могли оторвать глаз от игры небесного света в реке. В это утро Дон был особенно тихий, и даже ветер не смел шевелить его сочные, зеленые камыши. День обещал быть жарким. Настенные часы  в гостиной пробили  семь раз. Надо торопиться. Быстро уложив свой нехитрый скарб в огромный багажник «Патриота», я принялся осматривать внедорожник: давление в шинах, уровень масла и жидкости в бочке омывателя стекол и прочие мелочи. Мой напарник, управлявший пикапом, даже не открывал плотную крышку грузовой платформы, а просто складывал вещи на  широком заднем сиденье. Мы еще не знали тогда, что нас ждет впереди.

Почему мы вообще выбрали «Патриоты»? И чего нас вообще понесло на Кавказ? А просто этим летом стремительно стартовал  проект «Автородина-экспедиция», в котором обновленные российские внедорожники будут играть одну из главных ролей. Мы не только будем рассказывать, куда и на чем ехать, мы будем предлагать вам стать участником настоящей многодневной  экспедиции. Мы с вами заберемся в самые сокровенные уголки Кавказа, будем участвовать в раскопках древнего мира на Тамани и в Крыму, проедем по Чуйскому тракту и прибрежным тропам Байкала, посетим уральских мастеров и познакомимся с секретными орнаментами национальных рисунков народов русского севера. В общем, в ближайшее время вы сможете принять участие в автопутешествии, которое запомнится на всю жизнь.

В ближайшие три года парк машин достигнет 500 автомобилей, умело расставленных  по российской земле.

Вот почему мы уже проехали 20 000 км на флагманах Ульяновского автомобильного завода. Нам нужно было узнать, что в них изменилось, кроме увеличившейся в размере «птички» на передней фальшрадиаторной решетке и одного лючка бензобака на 68 литров?

Первое, что бросилось в глаза, — отличная эргономика салона. Все очень логично с приборами управления. Многофункциональный руль, круиз контроль, электронный ограничитель скорости, новая мультимедийная система, климат контроль, зимний пакет, включающий в себя подогрев руля, лобового стекла и наружных зеркал , 4 сидений и доппечки 2 ряда. В «Патриоте» вместо второй ручки кулисы, отвечающей за блокировки, появилась шайба, при помощи которой можно подобрать режим движения: 2Н, 4Н, 4L. Кроме этого в продвинутых версиях есть кнопка Off Road и кнопка блокировки заднего моста.

И весь этот джентльменский набор стоит в районе 1 миллиона рублей. Замечу, пикап стоит чуть дороже.

За 2000 километров мы смогли в разных погодных условиях оценить, как ведут себя автомобили на асфальте и гравийных дорожках, только на заднем приводе. Честно говоря, серьезных претензий нет. Перед выездом в экспедицию Патриот и Пикап прошли боевое крещение владимирскими топями. Казалось, хуже уже некуда. Но мы ошибались. Там были цветочки.  Впереди  непрерывная горная цепь Главного Кавказского хребта, протянувшегося от Каспийского до Черного. Там есть все: и острые скалы, и каменные броды, и глиняные подъемы, и непролазанные спуски. Ведь именно там, за высокими горами да глубокими реками, скрывается самое ценное и красивое.

От Вешенской до «красавца» Пятигорска, через станицу Слащевская и Волгоград, каких-то 1100 километров.  Поэтому мы разделили этот маршрут на два этапа с ночёвкой в Волгограде и обедом в столице Калмыкии. Если честно, маршрут был специально через эту республику, чтоб вдоволь насытиться  блюдами национальной кухни. На перекрёстке дорог в Волгоград, Астрахань, Пятигорск есть неприметное кафе «Элиста». Друзья мои. Если вы хоть однажды покушаете там, вы будете всегда искать повод вернуться. Честно говоря, на эконом-класс придорожного кафе чек никак не тянет. 1780 рублей  за обед от пуза на двоих  все же дороговато. И да, если вы голодны, дальше не читайте. Блюда кочевого народа просты и очень сытные. Говорят, «после хорошего обеда ужинать не придётся». Именно так. В состав блюд входит много, очень много мяса, баранины и телятины, и молочных продуктов. Сильным желудкам предлагается калмыцкий чай.  Нам же Будда послал в тот обед:

отур: суп из бараньих потрошков (печень, почки, рубец, кишки) с салм, кровью, молоком, кучей лука и кучей соли. Я доел, но признаюсь честно – выдержат не все.

— Махан: это первое блюдо номер два. Много баранины, несколько картофелин и снова много лука. Очень вкусно, хотя и очень ожидаемо.

оцоки: жареные лепешки, что-то среднее между пончиком и чебуреком.  Хорошо сочетается с двумя первыми блюдами. Если после фестала.

-Берики: тесто с мясом. Да-да. Обычные пельмени, только с калмыцким колоритом. Вот это рекомендую категорически.

— Кюр: разделанная баранина, много специй, лука, это вы уже знаете. Все помещают в бараний рубец. В таком виде кюр готовится на золу и засыпается в яму. Ее больше рекомендую.

Предупреждение:  порции очень большие, еда мерится килограммами. Но стоит попробовать все. Чуть не забыл про десерт. Просите булмаг- уваренная сметана, свежие фрукты, сливочное масло, мука, варенье, сахар и изюм. Подается, между прочим, тончайшим слоем.

После такого обеда есть не хочется еще два дня. Вы будете только пить. Много и жадно. И достаточно однообразные пейзажи за окном вы сможете стойко перенести. Даже вид зарождающегося торнадо над ставропольскими степями  не вызвал страха и ужаса.

А красавец  Пятигорск встретил нас огнями рекламы и центральных улиц. Штатный навигатор при этом упрямо не хотел везти в гостиничный комплекс Маск. Зря. Сразу отмечу, последний раз, а это было еще в прошлом веке, всесоюзная здравница мне понравилась куда больше. Сейчас же город встречает туристов какими-то бесконечными рынками и промзонами. Вот и отель, в котором нам предстояло переночевать, находится за многочисленными павильонами, и предстал он перед нами, как трогательный остров комфорта среди промышленно-торгового кошмара. Кстати, не ждите на каждом углу струящиеся родники с живительной водой. Её предстоит еще найти или купить за весьма хорошие деньги. Да простит меня Пятигорск, но после завтрака мы выписались и, без осмотра городских достопримечательностей, рванули на природу, в горы. А то, что это получается. Уже 9 часов утра, а мы не совершили ни одного подвига. Непорядок.

И мы его совершили. Мы поднялись на 1400 метров над уровнем моря на изолированную пятиглавую гору Бештау. Кто-то скажет — да что это за гора с диаметром у подножья всего 8 километров. Так себе курган, сопка. А вот и нет. Это самый настоящий природный памятник. Бештау  — высочайшая гора из 17 оставшихся на планете Земля, образовавшихся благодаря застыванию природного расплава магмы.

Ну а первый горный подьем на «Патриоте» и пикапе мы решили совершить от Монастырского озера, поднялись до Второафонского монастыря, практически по асфальту. Перед воротами есть смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на долину. Дальше вправо идет еле заметная тропа, по которой мы через час доехали практически до вершины. Только не повторяйте это достижение, если на вашем автомобиле нет блокировки.

Именно на Бештау нам пришла в голову мысль покорить Эльбрус. Нет. Мы реалисты. Поэтому решили подобраться к горе ровно настолько, насколько она пустит.

Спустившись затем в город Лермонтов, мы проложили маршрут  в 200 километров: Ессентуки, с посещением храма Георгия Победоносца, Карачаевск, Хурзук, до которого можно добраться практически на любом автомобиле. А дальше мы начали штурмовать северо-западный склон Эльбруса, двигаясь вдоль реки Уллухурзук. Эта река берет свое начало с ледников Эльбруса. Возможно поэтому по мере подъёма сначала стало ощутимо холодно, а потом и вовсе пошел дождь. При этом от избытка кислоророда начинала кружиться голова. Воздух при этом стал таким густым, что его точно можно было отламывать и есть. А потом мы въехали в облако. Высота-то уже приличная, под 2000 метров.

Короче, до урочища Бейтик Тёбе (нарзановая река), мы так и не добрались. Пришлось разворачиваться. Слишком легкомысленно решили мы победить «гору, вокруг которой дует ветер».  Не тут-то было.

Уже к ночи добрались до Майкопа, через хутор Псебай. Потом проехали еще с десяток километров в кромешной темноте, добрались до посёлка Красный мост и повернули налево. Там нас ждало счастье. Мы буквально рухнули от усталости и впечатлений на белоснежные простыни в номере санатория «Лаго-Наки». Завтра. Все завтра. Плато Лаго–Наки, национальная адыгейская кухня, гремучая Белая река, волшебный Гузерипль, «лес яблок», покорение Житной, Альпийские луга, китайская медицина, лошади, рафтинг…

Продолжение следует…

«Патриоты», калмыцкая кухня и горы, горы, горы обновлено: Август 4, 2017 автором: Admin