Зимний дворец — архитектурная жемчужина музея Эрмитаж

Особенности архитектуры, чем примечателен Зимний дворец

1084 комнаты, 117 лестниц, длина фасада 210 метров со стороны Невы и 175 метров сос троны Адмиралтейства – это все Зимний. Долгое время он оставался самый высоким зданием в Санкт-Петербурге: согласно указу Николая Первого в столице того времени нельзя было строить дома выше 23,5 метров а именно такова высота Зимнего дворца от фундамента до крыши).

zimniy-dvorec-2.png

Фасад музея

Это огромный, пышный дворец, состоящий из четырех флигелей. Шикарная отделка помещений и характерный ландшафтный дизайн прилегающих садов и парков, многочисленные каналы и фонтаны – все это великолепие сейчас доступно для посещения.

zimniy-dvorec-3.png

Фонтан

Несколько интересных фактов об архитектуре Зимнего дворца, которые вы наверняка не знали:

  • после пожара 1812 года во дворце пришлось полностью восстанавливать крышу, для чего впервые в строительстве массово использовали железные конструкции. Железные стропильные фермы и балки были изготовлены Александровским заводом только при помощи ковки и литья;
  • большинство стен дворца сохранились еще со времен Растрелли;
  • во 19 веке здание отапливалось уникальной системой: печи располагались в подвалах, а в жилые комнаты попадал только чистый нагретый воздух (праобраз современной системы кондиционирования);
  • в Зимнем дворце была канализация – Растрелли предусмотрел коллектор, который перенаправлял нечистоты в Неву. Это решение было весьма необычным для той эпохи;
  • сегодняшняя цветовая гамма дворца неоригинальная. Изначально стены Эрмитажа были окрашены в теплый оттенок охры, затем – меняет оттенки на красный, позднее терракотовый. Тот цвет, который мы знаем, был установлен в 1945-1947 годах. Историки, к слову, настаивают на возвращении оригинального цвета фасада, который будет полностью соответствовать замыслу архитектора;
  • металлические вазы под карнизом здания изначально были каменными.

История

im264-1st_Winter_Palace.jpgПервый дворец — Свадебные палатыim264-320px-%D0%9F%D0%BE_%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%83_%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0_-_%D0%92%D0%B8%D0%B4_%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0.jpgВторой дворец — Зимний дворец Петра IТретий дворец — дворец Анны Иоанновны

Предшествующие Зимние дворцы

Всего за период 1711—1764 годов в городе на разных участках возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепостиодноэтажном доме[4].

Первый Зимний дворец — Свадебные палаты Петра I

Пётр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей[5]. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки

Основная статья: Зимний дворец Петра I

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Пётр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Третий Зимний дворец — дворец Анны Иоанновны

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышёву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство. Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараев и конюшен[5].

Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «представлял вид пёстрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне»[6]. 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года[5]:

Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приёму иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению

Четвёртый (временный) Зимний дворец

Был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки. Был разобран в 1762 году[7].

Пятый (существующий) Зимний дворец

Строительство по проекту Ф. Б. Растрелли

С 1754 по 1762 год шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60 000 м². Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.

Первоначально окраска дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и ШёнбруннаВ середине XIX века в окраске дворца появились красные оттенки

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу (который занимал всё пространство северо-западного крыла) начинался с востока — с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал). В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея.

Зимний дворец при Екатерине II

В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-восточную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова (в 1764—1766 годах для Орлова будет возведён Южный павильон Малого Эрмитажа, соединённый с покоями Екатерины галереей на арке). В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем». Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную.

В 1764 годуЕкатерине II были переданы из Берлина 317 ценных картин общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775) в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Из этих 317 картин (принято считать, что их было лишь 225) в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века, переданных в Россию в 1764 году и положивших начало собраниям Эрмитажа, сегодня здесь сохранилось по меньшей мере 96 полотен[8]. Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения); с 1767 по 1775 годы для них строится специальное здание восточнее дворца. В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.

В 1783 году по указу Екатерины был произведён слом дворцового театра.

В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов зал», — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги возводит и новый «Тронный (Георгиевский)» зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру. На месте бывших растреллиевских пяти залов Антикамер были созданы Аванзал, Мраморная галерея (Большой аванзал) и Концертный зал.

В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферран оформил «Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.

Восстановление после пожара 1837 года

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт. Наружными работами (восстановлением фасадов) руководил И. М. Маевский.

Запасные половины Зимнего дворца

Впервые название «Запасная половина Зимнего дворца» появилось в процессе восстановления после пожара. Каждая запасная половина включала необходимый набор помещений для временного проживания гостей Высочайшего двора. Как правило, в запас переходили половины, ранее занимаемые членами императорской семьи, покинувшими Зимний дворец по причине замужества или переезда в другие дворцы, а также ушедшими из жизни.

  • Первая запасная половина — занимала второй этаж южного корпуса с видом на площадь и во двор (залы № 283—287, 290—301). До 1828 года здесь жила императрица Мария Фёдоровна, с июля 1839 по 1844 год — великая княгиня Мария Николаевна и герцог Максимилиан Лейхтенбергский.
  • Вторая запасная половина — занимала второй этаж юго-восточного ризалита (залы № 263—268, 273—281). Изначально на этом месте располагались личные апартаменты Петра III и Екатерины II, а также Павла I, после смерти которого императорская половина перешла в разряд запасной с названием «Прусско-королевские комнаты».
  • Третья запасная половина — занимала часть второго этажа западного корпуса с видом во двор (залы № 157—161). Здесь жили дети Николая I.
  • Четвёртая («Детская») запасная половина — занимала первый этаж северо-западного ризалита (залы № 2—16 и ряд служебных помещений). Вход был устроен со стороны набережной и далее через винтовую Детскую лестницу (не сохранилась). Запасной эта половина стала называться после выезда из Зимнего дворца дочерей Николая I — Александры (в 1844 году) и Ольги (в 1846 году). С 1856 года до переезда в собственный Николаевский дворец здесь жил великий князь Николай Николаевич. Созданные после пожара интерьеры А. П. Брюллова частично были изменены А. И. Штакеншнейдером.
  • Пятая запасная половина — занимала первый этаж юго-западного ризалита (залы № 34—53). Вначале эту часть дворца занимали дети Александра II — Мария (залы № 34—38), Сергей и Павел (залы № 39—53). До 1858 года часть помещений, предназначенных для великой княжны Марии занимала Варвара Нелидова. Над Гардеробной (зал № 38) Марии Александровны в комнате в антресольном этаже проживала воспитательница детей Анна Тютчева. С 1894 по 1897 год в залах № 34—53 временно проживала дочь Александра III великая княгиня Ксения Александровна с супругом. После их переезда в собственный особняк на наб. Мойки, 106 залы и получают название Пятой запасной половины. С 1897 года здесь квартировала гофмейстерина императрицы Александры Фёдоровны княгиня Елизавета Нарышкина, «мадам Зизи», а залы № 40—53 занимала обер-гофмейстерина светлейшая княгиня Мария Голицына.
  • Шестая запасная половина — занимала третий этаж западного корпуса (залы № 360—363, 290—301). Здесь проживала светлейшая княгиня Юрьевская — вторая, морганатическая, супруга императора Александра II.
  • Седьмая запасная половина — находилась в здании Большого Эрмитажа.

Посещение Зимнего дворца

К сожалению, почти ничего из оригинального Эрмитажа не дошло к на в первозданном виде. Однако, принципы планировки остаются те же. Если вы хотите посетить резиденцию русских императоров, помните: за один день и даже неделю его не обойти. Поэтому, перед визитом желательно определиться, что хочется посмотреть и куда наведаться. Желательно перед посещением наведаться на официальный сайт музея — hermitagemuseum.org.

zimniy-dvorec-4.png

Сайт

Что посмотреть в Зимнем дворце?

Несмотря на то, что коллекции музея не раз распродавались, терялись, часть экспонатов разграбили, некоторые были повреждены в войну, сегодня их насчитывается больше 3000000. Три миллиона, вдумайтесь! Даже если уделить каждому только одну минуту, придется провести в музее 10 лет! Здесь хранятся такие шедевры, как «Мадонна с младенцем»,

zimniy-dvorec-5.png

Мадонна с младенцем

коллекция картин Рембранта (в том числе знаменитая «Блудный сын»),

zimniy-dvorec-6.png

Блудный сын

коллекция голландской живописи, Завтрак Веласкеса и другие.

Завтрак

Но посетителям будет интересно не только художественное наследие. Не стоит забывать, что Зимний еще и долгое время служил резиденцией российских императоров. Здесь сохранились будуары, гостиные, столовые, бальные залы, с интерьерами, мебелью, предметами быта, которыми пользовались монаршие особы.

В Зимнем дворце даже выставлены предметы одежды и украшения императорской семьи. В частности, если купить экскурсию по Зимнему Петра I, можно посмотреть на его восковую копию, выполненную в полный рост. В будуаре императрицы хранятся отреставрированные платья, а в царских кладовых выставлены драгоценности короны Романовых.

Кроме непосредственно посещения главного дворца туристы могут купить экскурсию еще в четыре здания комплекса Эрмитажа – Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж (где располагались покои царской семьи), Новый Эрмитаж (предназначенный для размещения обширной императорской коллекции предметов искуссва) и Эрмитажный театр. Традиционный маршрут обязательно начинается с Иорданской лестницы – это действительно пышное и элегантное творение в духе барокко. Основные коллекции, схема расположения выставок представлены на официальном сайте Эрмитажа. Но, чтобы не заблудиться в Зимнем дворце, можно запомнить несколько основных правил «навигации»:

  • коллекция импрессионистов находится на последнем этаже перед Октябрьской лестницей. Именно здесь хранится Моне «Дама в саду Сент-Адресс», а также работы Гогена, Сезана Ренуара, Дега;
  • часть первого этажа возле Октябрьской лестницы посвящена скифской культуре. Здесь можно увидеть хорошо сохранившиеся украшения, оружие, предметы быта;
  • на 2 этаже в залах 151 и 153 находится коллекция портретов династии Романовых;
  • на этом же этаже, в залах 272-292 выставлено прикладное искусство Франции, в частности, знаменитая керамика Сен-Поршер;
  • за портретной галереей русских царей, в залах 187-176 второго этажа, размещены инсталляции, демонстрирующие русский быт начала 19 века, а также дореволюционного периода 20 века;
  • нидерландские живописцы скрываются за Тронным залом;
  • культура Востока представлена на последнем этаже. В частности, в залах 359-367 размещены уникальные буддистские фрески;
  • «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» выставлены на обозрение в зале 214 второго этажа;
  • В зале 254 хранится коллекция Рембранта – вторая по величине в мире после музея имени художника в Амстердаме.

Немного истории

Не все знают, но нынешнее здание Зимнего дворца – не первое и даже не второе, а…пятое! Над ним с 1754 8 лет трудился знаменитейший итальянский архитектор Бартоломео Расстрелли. Вместе с прилегающей к нему Дворцовой площадью, Эрмитаж представляет собой восхитительный архитектурный ансамбль.

zimniy-dvorec.png

Зимний дворец

Каждый из Зимних – это отдельная эпоха. Первый дворец построили между Невой и Миллионной улицей, недалеко от Петропавловской крепости. Это был относительно простой, двухэтажный дом, возведенный на участке, который был личной собственностью Петра Первого. Сегодня здесь располагается здание Эрмитажного театра. Единственными его украшениями были кровля, покрытая черепицей и добротное резное крыльцо. Строение так и называли – Зимний дом. Здание, которое называют первым Эрмитажем, появилось аж в 1712 году – это был подарок Петру на свадьбу от лучшего друга, соратника и губернатора столицы Александра Меньшикова.

Второй дворец строили по приказу уже самого Петра Первого. Большое переустройство затеяла Анна Иоанновна, которая считала старую постройку недостаточно большой для своих потребностей. Проект, предложенный Растрелли – это были 70 парадных залов, более 100 спален, помещения для развлечений, охраны, слуг. Фасад здания должен был выходить на реку, Адмиралтейство и Дворцовую площадь. Чтобы воплотить идею в жизнь, пришлось скупить соседние дома, принадлежащие придворной знати. Дворец еще несколько раз строился и расширялся при Елизавете Петровне, но итог все равно не удовлетворял императрицу. В итоге, было решено построить дворец заново, для чего построили четвертый Зимний, временный. Небольшое здание на реке Мойке, на углу Невского, построили в 1755, а через 7 лет разобрали за ненадобностью.

То великолепие, которое видят туристы сегодня – это пятый дворец. На тот момент он должен был стать самым высоким и большим зданием Петербурга: три этажа, 1500 комнат, 60 тысяч квадратов площади. Как уже упоминалось, автором проекта был Растрелли.

zimniy-dvorec-1.png

Зимний дворец сегодня

Императрица Елизавета Петровна, затеявшая строительство, не дожила до его окончания. Полностью закончены стены и внешняя отделка были при Петре Третьем, однако внутреннее убранство – эта заслуга эксцентричной Екатерины Второй, которая свергла с престола своего мужа. Она отстранила итальянца от отделочных работ, поручив внутренние интерьеры французам – Фельтену и Ринальди. Потом здание еще несколько раз перестраивали – был сломан старый театр, достроены покои для фаворита императрицы – графа Орлова, галерея, которая позволяла посетителям Эрмитажа миновать покои монархов. К слову, именно императрица Екатерина положила начало Эрмитажу – государственному музею. Первыми картинами он наполнился в 1764 году когда ценные произведения искусства были переданы российской короне немцами в счет долга. Позднее коллекция пополнялась другими шедеврами, а также работами членов императорской семьи.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий